Потребительская корзина в России

Главные принципы экономии денег при покупке продуктов питания

  1. В магазин необходимо отправляться только со своим списком в руках, иначе имеется большая вероятность покупки лишних продуктов, которые вовсе не являются необходимыми, следовательно, это лишняя трата денег.
  2. Не делайте месячные, и даже недельные закупки в обычных магазинах. Для того, чтобы покупать различную пищевую продукцию с минимальной накруткой, Вам необходимо изучить крупные гипермаркеты вашего города и понять, где цены самые выгодные.
  3. Более выгодным вариантом является закупка на оптовых базах. Этот вариант удобен лишь в том случае, если у Вас есть личный транспорт. Потому что обычно такие базы располагаются на окраинах крупных городов. Еще выгоднее, если вы договоритесь с родственниками и друзьями о совместной закупке как оптовики и даже о доставке продуктов оптовыми компаниями. В этом случае Вам не придется тратить на поездку свое время и бензин.

Законодательные нормы и контроль государства

Контроль за наполнением корзины с 2006 года осуществлялся посредством Федерального закона № 44 «О потребительской корзине». Но начиная с 2012 года он перестал действовать, а на смену ему пришли новые нормы – ФЗ № 227. Они действуют по настоящее время.

Закон чётко регламентирует список продуктов и услуг первостепенной важности, где подробно описан каждый пункт.

Согласно нормам, потребительская корзина включает в себя три категории:

  1. Продукты питания.
  2. Непродовольственные товары.
  3. Услуги.

Каждая категория имеет чёткую градацию с обозначением величины и соотношения. Продовольственная группа измеряется только в килограммах (за исключением яиц). Непродовольственные товары оцениваются в количественном выражении – штуках, а единица измерения услуг зависит от наименования таковых (м2, кубы, литры, киловатты и т.п.).

Подробный список продуктов на месяц для семьи

Проанализировав определенную сложившуюся экономическую ситуацию, а также рыночный спрос и предложение, можно составить базовый список продуктов на месяц, который можно изначально взять за основу и в течение нескольких месяцев отредактировать и адаптировать «под себя», с ориентацией на потребности и финансовые возможности Вашей семьи. В него занесены пункты, из которых должно состоять полезное и полноценное питание.

Овощи:

  • Картофель
  • Капуста
  • Морковь
  • Помидоры
  • Огурцы
  • Чеснок
  • Лук
  • Свекла
  • Зелень

Фрукты:  

  • Яблоки
  • Бананы
  • Апельсины
  • Лимоны

Продукты из молока:

  • Сливочное масло
  • Кефир
  • Молоко
  • Сметана
  • Творог
  • Сыр твердый
  • Сыр плавленый

Консервы:

  • Рыбная (сардина, сайра и т.д)
  • Тушенка
  • Горошек
  • Кукуруза
  • Сгущенка
  • Грибы

Заморозка, мясные продукты:

  • Мясной набор для супа (курица, свинина)
  • Окорочка (бедрышки)
  • Свинина
  • Говядина
  • Рыба (минтай, камбала, морской язык и т.д)
  • Грибы свежие (шампиньоны, опята)
  • Фрикадельки и котлеты
  • Тесто слоеное

Продукты для гарнира:

  • Макароны (рожки, перышки и т.д)
  • Спагетти
  • Гречка
  • Перловка
  • Рис
  • Геркулес
  • Кукурузная крупа
  • Горох

Другие продукты:

  • Томат
  • Горчица
  • Мёд
  • Растительное масло
  • Яйца
  • Уксус
  • Маргарин
  • Мука
  • Дрожжи
  • Сахар и соль
  • Сода
  • Черный и красный перец
  • Лавровый лист
  • Кофе
  • Черный и зеленый чай
  • Какао

Кто-то может добавить к этому списку свои индивидуальные товары, которые имеют свойство заканчиваться так же быстро, как и продукты питания — допустим, мусорные мешки, пищевые пакеты и пленка, губки для мытья посуды.

Хозяйка, которая любит часто печь и готовить в духовке, несомненно, допишет сюда разрыхлитель для теста, ванилин, фольгу и специальную бумагу для коржей. У семьи, в которой живет кот, обязательным будет пунктик о корме и наполнителе для кошачьего туалета.

Кроме добавления, некоторые хозяйки наверняка могут вычеркнуть кое-какие продукты, не пользующиеся спросом в их семье. Люди с вегетарианскими взглядами и вовсе ополовинили бы данный список. Но основа есть основа, она служит для того, чтобы облегчить составление собственного списка и может трансформироваться, как угодно.

Примечания

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации

Сравнение с другими странами

В других странах государство придерживается иной политики относительно потребительской корзины. Продуктовая корзина в США и Европе более внушительный, плюс предусмотрены отдельные статьи на посещение общественных мест, ремонт и даже визит в косметические салоны.

США

В Соединённых Штатах анализом потребительского спроса занимается специальное статистическое подразделение – BLS. Организация делает так называемую выборку населения из разных социальных групп (около 12 000 человек), где каждый ведёт свой собственный дневник.

В последнем отражаются покупки на определённых отрезках времени, а также траты на услуги. Гражданам за это ведение дневника платят деньги, причём немалые, поэтому сбор данных происходит достаточно активно. При этом BLS учитывает в основном статистику городских жителей, потому как большинство американцев (порядка 93%) проживает именно в городе.

Помимо дневников организация ежеквартально проводит опросы по части финансовых трат, пытаясь выяснить, куда конкретно уходят деньги населения. Все собранные данные тщательно анализируются, а на их основе и формируется потребительская корзина. Если какой-то продукт оказывается в подавляющем большинстве дневников и о нём упоминают в опросах, то специалисты дают рекомендации включить его в базовый продуктовый набор для граждан.

Подобный подход даёт реальную картину потребительского спроса, что учитывается при выплате пособий, дотаций и других обеспечений для малоимущих. В американскую корзину включены более 350 позиций, что отражено на официальном сайте BLS.

Германия

Германия считается самой развитой европейской страной с соответствующим уровнем жизни. Бюджет и конкретные позиции потребительской корзины корректируют как городские, так и сельские жители. Формирование данных происходит с периодичностью раз в пять лет.

Государственная статистическая организация проводит опрос 50-70 тысяч жителей из разных слоёв населения. На основе количественных и качественных показателей производится корректировка действующей потребительской корзины. Более того, раз в год сотрудники организации опрашивают 6-8 тысяч респондентов, чтобы удостовериться в правильности принятых решений.

Потребительская корзина имеет более 750 позиций, значительная часть которых отводится под услуги и продукты питания. Помимо привычных вещей обихода к непродовольственным товарам относятся, к примеру, электронные тонометры и велосипеды.

Что касается услуг, то государство обеспечивает своим гражданам содержание детей в яслях, проживание пенсионеров и инвалидов в домах престарелых, уход на дому, а также доставку продуктов питания нуждающимся.

Правительство Германии особенно заостряет внимание на жилищно-коммунальной группе услуг: вода, газ, электроэнергия и прочие виды топлива, что в общей доле потребительской корзины составляет около 32%. Также предусмотрены статьи расходов на транспорт (13%) и культурный отдых (11%). Около 7% предусмотрено на алкоголь, табачные изделия и мобильную связь.

Получается, что в России добрая половина потребительской корзины отдана под продукты питания, тогда как в Германии и США значительную долю занимают именно услуги.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий